четверг, 22 июня 2017 г.

Бутурлинский район, часть 2 (п.г.т. Бутурлино, с. Тарталей)

15 июня выдался свободный день, и мы решили продолжить изучение Бутурлинского района. В этот раз решили ехать без детей. Краеведческие музеи и их филиалы оказались не самым лучшим развлечением для дошкольников. В плане поездки значились Бутурлино и с. Тарталей.

Из Лыскова до Бутурлино можно добраться двумя путями: уходя от Княгинино в сторону Большого Мурашкино, или поворачивая в сторону Сергача. Мы выбрали второй вариант.
Качество дорожного покрытия не выделяется на общем фоне региональных дорог Нижегородской области: средней паршивости, но ехать можно.
Погода за окном вызывала некоторые опасения. Буквально через полчаса после нашего отъезда позвонила старшая дочь и поинтересовалась наличием или отсутствием на нашем пути ливня. 😀 Лысково заливало.
Забегая вперёд скажу, что мы как-то умудрились от большого дождя убежать. Хотя угрозы в виде больших туч регулярно витали над нами.

В Бутурлино хотелось посетить краеведческий музей, посмотреть центр посёлка и заглянуть в местную ЦРБ.
Центр посёлка начинается практически сразу после таблички, запечатлённой на заголовке поста. Бутурлино выглядело очень опрятно и аккуратно. Видно что денег тут не много, но жителям и руководству не наплевать на внешний вид посёлка и атмосферу жизни.

Припарковались на довольно вместительной парковке, которая находится практически против музея и пошагали изучать экспозицию!
Бутурлинский историко-краеведческий музей
Вход в музей расположен во дворе, в который ведёт аккуратная дорожка, выложенная плиткой.
Постучались. Нам на встречу вышла женщина средних лет не очень доброжелательного вида. Я спросил про экскурсию, на что мне ответили, что экскурсии сегодня не получится - приходите завтра, когда будет экскурсовод. Понятное дело, нас такой расклад не устроил. Женщина попыталась напугать нас ценой билета в 50 рублей, но нас таким не напугать!😀
В итоге нам разрешили шататься по музею.
Сразу после входа расположена экспозиция посвящённая истории Бутурлино.
Совсем древние дела
История раздачи земель
С экскурсоводом удобнее, да
В следующей комнате много информации о Борнуковской камнерезной фабрике. Отдельные стенды с работами местных скульпторов.
Фигурки изготовления камнерезной фабрики
Фигурки можно было купить, но мы решили это дело оставить до Борнуково, в которое всё-таки очень хочется попасть в наш третий заезд в Бутурлинский район.
Скульптура местного мастера
Чкалов, например
Третий зал первого этажа посвящён просто всяким предметам утвари 18-19 веков. На стенах любопытные фотографии 19 века с изображением бывших хозяев дома, в котором сейчас музей.
Похоже на фотоаппарат
Самовар
Телефон
Часы
Диван с куклой
Потом поднялись на второй этаж. Там уже не фотографировали, т.к. недружелюбная женщина находилась в зоне видимости. Не хотелось нарываться.
Экспозиция второго этажа посвящена 20 веку.
Большой блок посвящён маршалу артиллерии Казакову. Оказывается он родился в Бутурлинском районе. Было интересно посмотреть архивные фотографии, маршальский мундир и другие личные вещи выдающегося военного.
Отдельным стендом вставлены экспонаты связанные с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС и войной в Афганистане. Бутурлинский район много людей на эти задачи отправлял.
Также отдельно освещается жизнь Н.И. Костюнина, который в советское время занимался дипломатической работой в Греции и ГДР. Он тоже бутурлинский и его достижениями гордятся. Обратил внимание на фото Костюнина с Гагариным, когда он в Грецию приезжал.😊Хорошее фото.

Посмотрели, попрощались и пошли на выход.
Конечно, жалко что без экскурсовода. Самостоятельный осмотр музея оставляет очень обрывочное представление об истории и людях. С другой стороны, вряд ли стоит ожидать каждый раз суперуспешных и подробных выездов.

После музея решили погулять по центру. Благо и сам краеведческий музей - это тоже центр. Для прогулки было достаточно двинуться в какую-то выбранную сторону и на финише замкнуть круг. Сначала пошли налево от музея, но там оказалась только кафешка.
Довольно брутальная кафешка
И неинтересная "Пятёрочка". Мы вернулись и пошли вправо!
Модель мира
Обратите внимание на фонтанчик и скамейки на заднем плане. Сейчас м к ним подойдём.😊
Милый работающий фонтанчик. Рядом - скамейки.
Фонтанчик правда милый. Сразу видно, что он очень старый. Впрочем как и скамейки, на которых мы немного посидели.
В плане аккуратности тут вообще всё очень хорошо. Постоянно обращаешь внимание на какие-то мелочи, которых могло бы и не быть, если бы чья-то внимательная рука не поддерживала это всё в приличном состоянии. Молодцы.
Дворец культуры
Ресторан "Плакучая ива"
Где-то в районе ресторана мы перешли дорогу и пошли в обратном направлении. Надо было зайти на мемориал.
Мемориал

Рядом с мемориалом располагается районная администрация, памятник Ленину и стена почёта.
Администрация
Доска почёта и Ленин
Итак, центр изучен, музей осмотрен! Пора ехать на осмотр больницы!
Лена сразу сказала, что фотографировать на территории не будет. Хотя я пробовал уговорить.
Территория ЦРБ небольшая, но, опять же, довольно благоустроенная. Везде растут сосны и чисто.
Было принято решение что-нибудь купить в местной аптеке (пластырь) и попить чай в буфете, в который активно звали разнонаправленные стрелки.
В поисках аптеки мы зашли в поликлинику. Поликлиника аккуратная, а люди приветливые. Показали нам путь до аптеки, где нам продали нужный товар, а потом объяснили где найти буфет.
Он оказался в холле стационара. Этакий прилавок поперёк двери, без возможности зайти внутрь посторонним. За прилавком стояла молодая девушка, а вне кафе, на кушетках сидели две женщины заметно постарше.
- Добрый день! Нам бы чая!
- 100 рублей.
- 😱🙉🙀Не хилый у вас чай...
В это время в разговор врывается женщина с кушетки.
- Пойдём со мной - я за 50 рублей налью.
Короче, пока я офигевал от ценника на чай в больнице выяснилось, что девушка хотела мне продать пачку заварки. Чашка чая же стоит 20 рублей. Именно их мы и взяли. Потом все пятером долго смеялись над ситуацией.
В очередной раз подтверждается тезис: надо торговаться! Сразу деньги не отдал и через минуту цена снизилась в 5 раз!😄
После чая пошагали в машину - пора ехать в Тарталей!
Единственная фотография на территории ЦРБ. Сзади стационар с кафе.

Итак, почему нам надо в Тарталей? А потому что там была усадьба Званцевых. Ключевой фигурой рода была Елизавета Николаевна Званцева - художница, благотворительница, ученица И. Е. Репина. Репин, кстати, был сильно влюблён в Елизавету Николаевну и в усадьбу приезжал. Туда же ездил Петров-Водкин. Он там даже одну картину нарисовал. Короче надо ехать!
На выезде из Бутурлино увидели храм. Решили остановиться и осмотреть.
Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца
Небольшой фонтанчик у храма
Большой красивый крест у храма
Внутрь храма не заходили. Посмотрели и поехали дальше!
Недалеко от с. Уварово увидели прекрасную церковь.
На подъезде к Уварово
Уже после поездки поискал название - это Храм Николая Чудотворца. Он стоит прямо вдоль дороги и просто великолепен.
Храм Николая Чудотворца
После Уварово начинается крайне плохая дорога. Вся в выбоинах и ямах. Ехать можно со скоростью 30-40 км\ч, если вы не на танке. Благо ехать было не очень далеко.

с. Тарталей
Село оставляет депрессивное впечатление. Полупьяные люди и какая-то пустота кругом. С первого захода усадьбу мы не нашли. Одна местная жительница вообще впервые от нас узнала о наличии музея. Более молодая женщина объяснила нам нужное направление движения.
Музей располагается в здании местного ДК. Там же библиотека.

Зашли на территорию библиотеки, где нас встретила сотрудница. На наш вопрос об усадьбе она ответила утвердительно и пошла открывать соседнюю комнату. В комнате оказалась экспозиция, посвящённая усадьбе Званцевых. Совсем не богатая, но экспозиция.
Мы попросили провести нам небольшую экскурсию. Женщина согласилась, но давалось ей это с очевидным трудом. Не особо она была готова, скажем прямо.
Но определённую информацию получили!
Званцева проводила в Тарталеях все тёплые месяцы, организовала здесь школу, проводила художественные выставки и принимала много гостей-художников. Саму усадьбу сожгли после революции. Её место нахождения совсем не далеко от нынешнего ДК.
Вот за этим домом была усадьба
Несколько лет назад в Тарталей приезжала родственница Званцевой, которая тоже интересовалась историей и смотрела на места. В музее сохранились фотографии, где Званцева снята вместе с матерью гостьи.
Также в музее почитали письма Репина. Тяжело мужик переживал.

Рядом с ДК стоит мемориал ВОВ. Решили туда тоже зайти.
Мемориал
После собрались и поехали в сторону дома. Прощай, Тарталей!

Только выехали за село, как увидели маленького лисёнка, который почему-то один решил перебегать дорогу. Приятно было увидеть его.

Около села Каменищи остановились попить чай и перекусить. Каменищи впечатлили расположением кладбища - через дорогу от местной школы. 😉 Вид из окна заряжает оптимизмом, наверное.
За чаем разговор как-то незаметно ушёл в политику и обсуждение текущих российских реалий.
На прощание сделали ещё несколько фотографий самих себя.
Я
Лена
На мой вкус, это была не самая интересная поездка, но всё равно очень ок. Атмосферно!